Советы логопеда

Особенности детей с СДВГ

Развитие общей и мелкой моторики

Развитие общей и мелкой моторики у детей с дизартрией

 
В рамках проекта «Краеведение» 3 ноября в нашем детском саду прошло открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной групп. На занятие были приглашены родители и педагоги дошкольного учреждения.
 Тема занятия: «Животные леса», целью которого было обобщение знаний детей о животных, населяющих наши леса. Это было второе занятие из цикла «Путешествие с кузнечиком Кузей по родному краю».
 При разработке занятия учитывались, прежде всего, речевые заключения детей группы, особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, индивидуальные возмож­ности каждого ребенка.
 Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия, в процессе которого дети приветствовали присутствующих, что создало психологическую готовность их заниматься, общаться с педагогом, друг с другом, принять на занятии новых людей.
Начали занятие с очень важного момента  — артикуляционной гимнастики, которая была непосредственно связана с лексической темой. Ребята выполняли артикуляционные упражнения и сравнивали это с некоторыми повадками животных, отслеживая правильность выполнения упражнений при помощи индивидуальных зеркал.
Особенностью занятия явилось то, что оно было построено как увлекательная проблемно-игровая деятельность. Ребята познакомились с кузнечиком Кузей, который пригласил их в увлекательное путешествие в лес, в ходе которого дети выполняли различные задания. Ну а для того, чтобы не заблудиться и заглянуть в гости ко всем лесным жителям, с собой захватили большую карту.
 В процессе такого путешествия дети закрепляли известные им названия диких животных и знакомились с новыми дикими животными, учились называть детенышей животных, семью животных, а также в рамках данной темы: употреблять существительные в творительном падеже (игра «Угости зверя»), согласовывать существительные с числительными  («Посчитай детенышей»), образовывать притяжательные прилагательные («Чей хвост»), образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови ласково»).
 Ребята узнали много нового и интересного: почему мишку называют «косолапым», а зайчика «косым», где находятся кладовые белочки и почему так говорят — «серый ёжик, ни головы, ни ножек».
 На заключительном этапе занятия воспитанники сыграли в игру «Хорошо – плохо», где в увлекательной и интересной форме закрепили правила поведения в лесу. А еще Кузя приготовил вкусное угощение для ребят.
 Развитию любознательности активности, заинтересованности и концентрации внимания способствовали яркая и обширная наглядность, быстрая смена заданий и упражнений, что не давало детям возможности отвлекаться и уставать. Использовались здоровьесберегающие методики: подвижная игра речевого характера, пальчиковая гимнастика.
 В занятие была включена артикуляционная гимнастика и речевая разминка,  в ходе которой закрепили образ буквы С (упражнения «Найди букву среди других букв» и «Сложи букву из фасоли»). В ходе занятия отслеживалось правильность произношения звуков [c] и [c'].
 Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
 В процессе проведенного занятия дети показали хорошие знания программного материала, расширили свой кругозор, проявили активность и познавательный интерес.
Провела открытое подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей и подготовительной групп – учитель – логопед, Маргарита Георгиевна Санникова.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Зачем нужен логопед

Речь ребенка — это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития — его «визитная карточка».

Правильная речь формируется в детском возрасте: от 0 до 4-5 лет, в дальнейшем идет лишь расширение словаря и грамматических конструкций, освоение норм письма родного языка. Звукопроизносительная же сторона речи должна быть сформирована уже к 4 годам.

Тем не менее, 40% российских детей в возрасте 5 лет по-прежнему неверно произносят звуки родного языка, причем число таких дошкольников постоянно растет. Увеличивается также число детей, у которых к школьному возрасту выявляется задержка речевого развития. Многие родители спокойно относятся к речевым недостаткам своих детей, считая, что все само собой образуется — это заблуждение. Неправильное произношение часто является серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом, кроме того «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт.

Самое благоприятное время для коррекции речевых недостатков у детей — дошкольный и младший школьный возраст (4-7 лет).

Обратиться к логопеду необходимо если:

  • в 1 год ребенок не произносит лепетные слова, не выполняет знакомых действий с предметом по просьбе взрослого;
  • в 2 года не отвечает на вопросы взрослого, не говорит словами и предложениями из 2-3 слов;
  • в 3 года не начинает употреблять сложные придаточные предложения, не появляются вопросы: где, куда, почему, когда, неправильно показывает и называет цвета (красный, зеленый, синий, желтый) и формы (круг — шарик, квадрат — кубик, прямоугольник — кирпичик, треугольник — крыша);
  • в 4 года у ребенка не сформировано произношение отдельных звуков или групп звуков, он не слышит слоги в слове (искажает слова без сохранения количества слогов), с трудом запоминает новые слова, не в состоянии выучить ни одно стихотворение;
  • в 5-6 лет нарушено произношение звуков, не умеет правильно согласовывать слова в роде и числе (в 6 лет и в падеже), не составляет развернутый рассказ по сюжетной картинке;
  • в 7-8 лет есть нарушения письма и чтения (пропуски, замены букв в словах, длительный период послогового чтения и др.)

КАКОЙ ДИАГНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕН РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ?

Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы:

  • Общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  • Дизартрия
  • Алалия
  • Ринолалия
  • Заикание
  • Задержка речевого развития (ЗРР)

Помните! Чем раньше будет оказана помощь ребенку, тем успешнее будет его адаптация в детском саду и обучение в школе.

Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Уважаемые родители!

s74723595

Специальные логопедические занятия помогут формированию и коррекции у ребенка звуковой стороны речи, ее грамматического строя, обогащению словарного запаса, развитию связной речи, формированию навыков письма печатными буквами и чтению. Ваш ребенок научится объяснять и рассуждать, описывать предметы и явления, составлять сюжетный рассказ по картинке или серии картинок.

Специальные логопедические занятия не только развивают у ребенка интерес к слову и его точному, правильному употреблению, но помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, воображение.

Логопед, психолог помогут Вам правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления режима систематического, планомерно­го выполнения домашних заданий и привлечения к ним ро­дителей заводится индивидуальная папка («накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в кото­рой весь речевой материал распределяется по направлениям:

  • развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;
  • формирование произносительных навыков;
  • развитие просодики речи;
  • развитие звукового анализа и синтеза;
  • подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формиро­вание навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);
  • формирование активного и пассивного словаря;
  • формирование лексико-грамматических категорий языка;
  • развитие психологической базы речи.

И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правиль­ной речи должны взять на себя Вы, уважаемые родители!

С чего начать?

Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «ма­лые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (ис­пользования) элементарных принципов любого обучения.

Правила проведения занятий

Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.

  • Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
  • Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
  • Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна.
  • Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
  • Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
  • Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
  • Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
  • Разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
  • Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года.
  • Не бойтесь экспериментировать.
  • Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зави­сят от степени сложности дефекта, возрастных и индиви­дуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, за­интересованности и участия родителей в коррекционной работе.

Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.

Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.

Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело. Даже если результат не будет виден сразу, вы добьетесь успехов, а количество обязательно перейдет в качество!

Удачи Вам и терпения!